вторник, 9 октября 2012 г.

Что за зверь такой, эта гистограмма?


Шибко грамотные фотопрофессионалы с удовольствием советуют во время съёмки тщательно следить за гистограммой. И даже утверждают, что без соблюдения этого правила качественную картинку можно получить разве что случайно. Надо признать, что они правы если не на все сто, то в очень значительной степени. Гистограмма позволяет в одно мгновение оценить техническое качество фотографии и быстро внести в экспозицию необходимую поправку. Вещь весьма полезная, так что давай разберёмся, что это такое и как ею пользоваться.

 «Гистогра́мма  фотографии) — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость, а по вертикали — относительное число пикселов с данным значением яркости. Изучив гистограмму, можно получить общее представление о правильности экспозиции, контрасте  и цветовом насыщении снимка, оценить требуемую коррекцию как при съёмке (изменение экспозиции, цветового баланса, освещения либо композиции снимка), так и при последующей обработке» - так о нашем предмете говорит Википедия.

«Гистограмма – это график распределения яркости пикселей изображения. Фотокамера может отображать как общую гистограмму композитного канала RGB, так и гистограммы отдельных каналов, красного, зеленого и синего. Горизонтальная ось – это значения яркости пикселей, от черного до белого, через промежуточные градации (для цветовых каналов, соответственно, от черного до максимально насыщенного цвета). Вертикальная ось – это количество пикселей, соответствующее определенной яркости, выраженное в относительных единицах». Вот тебе определение из другого источника.

Давай, всё же, попробуем перевести эти определения на более понятный язык. Тональная гистограмма показывает заполненность кадра всеми тонами, от чёрного до белого. Тёмные тона отображаются слева, светлые – справа, средние расположились в центральной части. К примеру, крайний левый участок гистограммы показывает присутствие на твоей фотографии чёрного цвета, а высота графика в этом месте говорит о  его количестве. Гистограмма цветовых каналов раскладывает тона твоей фотографии на три составляющие (синий, зелёный и красный), и позволяет оценить наличие и насыщенность каждого из основных цветов.

И что нам это даёт? Немало, если учитывать, что в большинстве правильно экспонированных    фотографий можно найти все тона, от очень тёмных до очень светлых. В идеале гистограмма занимает всю площадку, слегка отступая от крайних позиций, то есть от чистых чёрного и белого тонов. Такой график говорит о широком (полном) диапазоне яркостей снимка и о сохранности всего богатства тоновых и цветовых переходов. Можно смело надеяться на шедевр. Но, увы, такая благостная ситуация складывается далеко не всегда. Часто кадр получается или очень тёмным, или очень светлым. Как в этих случаях нам может помочь гистограмма?

Тёмный снимок говорит о недостаточной экспозиции, малом количестве света, прошедшем через объектив. Гистограмма при этом уйдёт влево и будет безжалостно обрезана границей графика. А в правой части останется длинная пустая площадка. Это значит, что информация о «тенях» изображения в значительной степени утеряна, а «светов» в фотографии вовсе или почти нет. Ситуацию надо срочно исправлять – увеличить выдержку, или открыть диафрагму, или повысить светочувствительность. Величину поправки подскажет гистограмма. Как только она займёт своё законное место от края и до края, дело сделано.

Слишком светлый кадр пострадал от избытка света. Гистограмма реагирует на это уходом вправо и опять за пределы графика. Обрезаются «света», а на месте «теней» можно увидеть грустное пустое место. О нормальном диапазоне яркостей можно забыть, если снова не принять пожарные меры. Но теперь с другим знаком – уменьшить выдержку, или прикрыть диафрагму, или понизить значение светочувствительности. Правильность решения вновь проверяем по гистограмме – дело в шляпе, если график принял свой привычно правильный вид.

Надо признать, что в некоторых случаях ориентироваться на гистограмму бывает сложно или невозможно. Например, при съёмке предмета на чёрном или белом фоне, портрета в светлой или тёмной тональности, ночной фотосъёмке. Но это только частные ситуации, которые нисколько не принижают значения гистограммы. Она была, есть и будет прекрасным индикатором верности экспозиции в фотосъёмке всех жанров. Так что чаще поглядывай на гистограмму во время работы. Она тебе всю правду скажет. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий