Источник: "Helmut
Newton by Helmut Newton" in Helmut Newton (New York: Pantheon Press, 1987)
Одно можно с уверенностью
сказать о моих фотографиях - они никогда не бывают нерезкими! Я фотографировал
всегда, даже когда был ребенком в коротких штанишках. Фотография увлекает меня
- и, кроме того, она дает мне возможность жить так, как я хочу. Я не считаю
себя фотографом общества потребления, но капиталистическая система накладывает
свой отпечаток. Никогда не претендовал на то, чтобы создавать фотошедевры. Я
всегда работал по заказу, и не собираюсь от этого отказываться. Стоит только
уточнить, что последнее время я волен выбирать работу. Другими словами - нет
никаких разделительных линий между моей работой для себя и тем, что я продаю. У
людей, которые меня используют, больше денег, чем я когда-либо увижу. Он богаты
- это промышленные магнаты, большие компании, популярные журналы. Но я иногда
работаю и бесплатно, и получаю от этого не меньше удовольствия. Я могу
фотографировать для журналов, основанных молодыми людьми, у которых
недостаточно денег, чтобы платить тем, кто на них работает. Если то, что они
делают, кажется мне интересным, и если я думаю, что я могу им помочь - тогда я
делаю это бесплатно.
Я всегда был фотографом моды. Делаю много портретов, которые, как и мои ню, происходят от фэшн-фотографии. Но поначалу я хотел быть крутым репортером и путешествовать по миру. Получилось совсем по-другому. Когда мне было 18, я уехал в Сингапуре без гроша. Сингапурская Straight Times - она до сих пор еще издается - предложила мне работу репортера. У меня был подержанный Роллейфлекс и я согласился. Но у меня никак не получалось вовремя прибыть на место события. Редакция терпела меня около двух недель и уволила, после чего я еще долго сидел без денег. И всё же я до сих пор отчасти черпаю вдохновение в репортажной фотографии. Уверен, что репортаж - замечательное поле деятельности для фотографа. Особенно сильными нахожу работы папарацци.
Объект - это главное. Это
именно то, что меня интересует. Придумать фотографию - длительный процесс. Мало
кто знает, что сначала я все записываю словами. Я всегда ношу с собой маленький
блокнот, в которой записываю мельчайшие детали, касающиеся фотографий, до
времени хранящихся у меня в голове. Хотя хорошо рисовать я не умею. Приходится
просто делать заметки - о реквизите, освещении, важных деталях моей картинки. Это
может быть пот под мышками, надутые губы, поцелуй, мужское плечо, женская рука,
внутренний сгиб локтя, игра мускулов, мужчина и женщина, раздетые до пояса,
мужчина…
Не вкладываю в свои работы никакого послания. Они настолько просты, что не
нуждаются ни в каких объяснениях. Если некоторые фотографии по какой-то причине
кажутся несколько сложными, или если зрителю нужно время, чтобы понять их, то
это просто потому, что они заполнены деталями и на них происходит много всяких
событий. Но, как правило, они очень просты.
Постановка, сцена - вот
что меня интересует. У каждого фотографа есть своя навязчивая идея, и это -
моя. Я привык использовать все вокруг себя. Если, например, я фотографирую
бриллианты (их лучше всего снимать на пляже в солнечном свете), то у меня
всегда возникают трудности со страховыми компаниями. Они не позволяют мне и
шага сделать без телохранителя. Их я тоже использовал. Когда снимались такие
фотографии, самая трудная часть работы заключалась в том, чтобы передать на
фотографии мое знание того, что эти люди вооружены. При этом телохранители не
знали, что они попадают в кадр. А женщины, бриллианты - это было просто. Ещё, как
и многие фотографы, я без ума от витринных манекенов. Мне нравится обманывать
зрителя. Часто женщины на моих фотографиях выглядят, как манекены, а манекены
выглядят, как люди. Эта путаница забавляет меня, и я люблю обыгрывать эту
двойственность в моих фотографиях. Другая моя одержимость - это плавательные
бассейны. Когда я был ребенком, я много занимался спортом. Я люблю воду, она
сводит меня с ума - как и плавательные бассейны, особенно в больших городах.
Мир, который я
фотографирую, не богат разнообразием - это всегда, или почти всегда, один и тот
же тип персонажей. Это всегда женщины, причем явно богатые женщины. Я
фотографирую высший свет, поскольку хорошо знаком с ним. Другую сторону монеты
я не показываю, поскольку очень плохо её знаю, но есть другие фотографы,
которые прекрасно делают эту работу. Я же предпочитаю придерживаться того, что мне
хорошо знакомо. Если бы я снял своих моделей в удручающе бедной обстановке, это
выглядело бы абсолютно фальшиво. Многие говорят, что мои фотографии не имеют
ничего общего с реальностью. Это неправда: в них все основано на реальности.
Я не часто работаю в студии. Думаю, что женщина не может естественно выглядеть на пустом белом фоне. Я хочу показать, как живет женщина в определенной среде, на каких машинах она ездит, как одевается, кого она видит вокруг себя. И неважно, откуда эти женщины - Нью-Йорк, Париж, Ницца, или Монте-Карло. Страна не имеет значения. Женщины определенного достатка, неважно, где они живут, все выглядят и одеваются одинаково. Это признак общества потребления. Вы можете купить Сен-Лоран в любой точке мира. Я хотел показать особенности определенных кругов общества, выставить на всеобщее обозрение определенные типы поведения.
Я не часто работаю в студии. Думаю, что женщина не может естественно выглядеть на пустом белом фоне. Я хочу показать, как живет женщина в определенной среде, на каких машинах она ездит, как одевается, кого она видит вокруг себя. И неважно, откуда эти женщины - Нью-Йорк, Париж, Ницца, или Монте-Карло. Страна не имеет значения. Женщины определенного достатка, неважно, где они живут, все выглядят и одеваются одинаково. Это признак общества потребления. Вы можете купить Сен-Лоран в любой точке мира. Я хотел показать особенности определенных кругов общества, выставить на всеобщее обозрение определенные типы поведения.
Я люблю наблюдать за реакцией на сознательную провокацию. Не люблю нежность и мягкость, люблю провоцировать, особенно - для того, чтобы находить новые визуальные парадоксы. Если я топлю женщину в реквизите, или ставлю ее в позе указательного столба, или создаю контраст наготы и одежды, или требую одеть черный лифчик под светлую блузку - то я получаю или, по крайней мере, ищу новые взаимодействия противоречивых элементов, которые кажутся поначалу неожиданными, но потом принимаются зрителем. Единственный вид провокации, который я терпеть не могу - это сюрреалистический образ. Для него в моем мире места нет.
Я люблю вульгарность.
Меня очень привлекает плохой вкус - он гораздо интереснее того, что считается
хорошим вкусом, и что на самом деле есть не более, чем стандартный взгляд на
вещи. Я горжусь альбомом "Sleepless Nights". Чуть меньше - альбомом "Secret Women", который
оказался невероятно успешным. Надо помнить, что я не фотографирую ни для себя
самого, ни для искусства. Если мир искусства отвергает меня - то все, что я
могу сказать, это «удачи миру искусства!». В поисках своей точки зрения, я не
собираюсь начинать с выяснения того, что именно готов принять мир искусства в
желании подстроиться под него. Вот почему весь этот садомазохизм в "Sleepless Nights" до сих пор
интересует меня. Я всегда вожу цепи и замки в багажнике, - не для меня, а для
моих фотографий - но, кстати, никогда не затягиваю узлы по-настоящему туго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий