Первый зеркальный
фотоаппарат обычно покупается вместе со штатным, или «китовым», объективом. С
ним удобнее – только купил и сразу начал снимать. И фотографии получаются как
будто вполне приличные. Но, после некоторого общения с собратьями по увлечению
в жизни и интернете, вдруг оказывается, что в разряд настоящих фотографов ты
так и не попал. Всему виной китовый объектив. Тебе многократно и с удовольствием
объяснят, как жестоко ты с ним ошибся и что такими «стёклами» фотографируют
только полные юзеры.
Ошеломлённому новичку остаётся
только смахнуть со щеки злую слезу и отправиться в ближайшую торговую точку за настоящим,
профессиональным объективом. Вот только
у прилавка желание приобщиться к сообществу крутых профи часто быстро
улетучивается. Достаточно взглянуть на ценники – стоимость многих объективов в
разы превышает цену самого фотоаппарата! Остаётся только виновато пробормотать
продавцу – «Я только посмотреть…», и постараться понять, чем же отличается
бюджетная оптика от профессиональной?
Пожалуй, чаще всего
фотографы обращают внимание на резкость объектива. В это понятие входит как
передача максимального количества мелких деталей, так и степень локального контраста
между деталями разной тональности. Чем выше эти величины, тем резче будет
выглядеть фотография. Всегда ли это хорошо? «Бритвенная» резкость очень
востребована в макросъёмке, не мешает она в стоковой фотографии, но совершенно
неуместна в фотопортрете. Так что думай, что ты собираешься снимать в первую
очередь – людей или насекомых?
Кстати, довольно долго
фотографии для фотостоков я снимал самым китовым из всех китовых объективов Canon 18-55/3,5-5,6. Устанавливал на штатив, выбирал
средние значения диафрагмы, избегал крайних положений зума. При необходимости
аккуратно увеличивал резкость в графическом редакторе. И не помню, чтобы у меня
возникали мало-мальски серьёзные проблемы с приёмкой по этой причине. Так что
не так страшен кит, как его малюют!
Светосила объектива
волнует фотографов не меньше резкости. Тут всё понятно – чем больше света
пропускает через себя оптика при полностью открытой диафрагме, тем более
совершен объектив. Если просто, то о светосиле говорит число, до которого открывается
диафрагма. Показатель «1,4» лучше, чем «2,8» и гораздо лучше, чем «4,5». Надо
сказать, что объективы с постоянным фокусным расстоянием более светосильны, чем
зумы. Фиксы могут похвастаться максимальным значением диафрагмы «1,4», «1,2» и
даже «1,0». А для хорошего зума рекордным чаще всего остаётся «2,8».
И опять стоит задуматься,
а что ты собираешься фотографировать? Если на первом плане природа и съёмка на
открытом воздухе, то светосилы штатного объектива вполне хватит. Для помещений
возможно лучше купить дополнительную вспышку. Но если поле твоей деятельности
театры, концерты и клубные тусовки, где нельзя мешать процессу или привлекать к
себе внимание, тогда конечно, без светосильного объектива тебе не обойтись.
Прочь сомнения и бегом в магазин!
Видимо стоит упомянуть о
хроматической абберации, дисторсии и виньетировании. Хроматизм выглядит как
цветная кайма вокруг детали снимка. Дефект заметен при большом увеличении.
Дисторсия выражается в искажении прямых линий на фотографии. Бывает бочкообразная
и подушкообразная. Виньетированием называется падение освещённости по краям и
углам кадра. Собрал всё в одну кучу, поскольку нет на свете объектива,
лишённого этих недостатков. Правда, на дорогих экземплярах они менее заметны.
Но и бюджетная оптика от ведущих производителей не настолько плоха в этом
отношении, чтобы делать из мухи слона.
Остаётся разобраться с
такими понятиями, как пластический рисунок и боке. Хотя нет, что-то я
погорячился. С этими вещами разобраться просто невозможно. Тут господствуют
совершенно эмоциональные оценки «нравится» или «не нравится». Боке, пожалуй,
ещё можно как-то понять – это рисунок той части кадра, которая уведена в полную
нерезкость. Задний план, к примеру. Объективы рисуют боке кругами, овалами,
звёздами и прочими фигурами. Они более или менее плавно сливаются дуг с другом,
образуя затейливый рисунок. Но у какого объектива он приятнее – смотри и решай
сам!
С пластическим рисунком я
разбираться отказываюсь. Помню, ещё в советское время отечественные мастера
души не чаяли в пластике объективов Canon, Pentax или Minolta. А иностранцы почему то вполне уважительно отзывались
о нам надоевших советских объективах. Сегодня ситуация не лучше. Каждый хвалит
то, что ему по душе, готов до хрипоты спорить с несогласными и нет конца этим
разговорам. Если хочешь – присоединяйся, а я - пас.
Пора подводить черту и
сказать о самом главном. Нет у лидеров мирового рынка фотоаппаратуры заведомо
плохих объективов. Самой недорогой оптикой можно очень прилично снимать. Выбор
зависит от целей и задач, которые сам фотограф ставит перед собой. Но есть ещё один
момент, о котором надо обязательно помнить. Китовые объективы дёшевы не потому,
что плохи оптически, а потому, что сделаны из самых недорогих материалов (кроме
самих линз). Сколько такой прибор прослужит, зависит от интенсивности
эксплуатации. На многие годы рассчитывать не приходится. А профессиональный
объектив будет работать и работать.
И опять надо думать.
Профессионалу, снимающему репортажи, без надёжного и долговечного объектива
никак не обойтись. Студийному фотографу тоже стоит приобрести не самую дешёвую
оптику. А для заполнения семейного альбома вполне подойдёт и бюджетная
аппаратура. Ну, что решил? Будем брать или лучше на эти деньги пивка попить?
Комментариев нет:
Отправить комментарий